Что такое дислексия у взрослых

Дислексия: болезнь гениев, а не лентяев

Дислексия это хроническая проблема с чтением, которая влияет на большой количество людей, особенно на людей с различного рода инвалидностями. От дислексии страдает до 15% населения в развитых странах. Люди с дислексией часто имеют проблемы не только с чтением, но и письмом, орфографией, математикой, а иногда и музыкой. Дислексия у мужчин встречается в три раза чаще, чем у женщин.

Что такое дислексия

Большинство людей думают, что дислексия является условием, которое включает в себя чтение справа налево и переворачивание слов и букв. В то время как некоторые люди, которые страдают дислексией, действительно имеют эти проблемы, они не являются наиболее распространенными или наиболее важными симптомами дислексии. Эксперты говорят, что дислексия и дисграфия имеют мало общего с признанием визуальной формы слов; скорее, мозг людей, страдающих дислексией, все время по-разному «переваривает» информацию. Такое различие затрудняет сложение букв в слова и даже в отдельные звуки (фонемы), что делает невозможной так называемую фонологическая осведомленность.

Дислексия может произойти на любом уровне интеллектуальных способностей. Иногда дети с дислексией кажутся своим учителям и родителям лентяями, взрослые считают, что им не хватает мотивации или не пытаются приложить достаточное количество усилий. Дислексия у школьников, конечно, может сопровождаться, — но это совершенно не обязательно (!)- отсутствием мотивации, эмоциональными или поведенческими проблемами и сенсорными расстройствами.

Более позитивный взгляд на дислексию в википедии описывает людей с дислексией, как визуальных, многомерных мыслителей, обладающих острой интуитией, очень творческих, и выделяющихся в практическом обучении. Многие люди, которые страдают дислексией, блистают в искусстве, творчестве, дизайне, в области вычислительной техники и латерального мышления.

Причины дислексии

Дислексия имеет тенденцию повторяться в семьях, и ученые определили гены, которые могут быть ответственны за различные виды дислексии.

Исследователи также обнаружили конкретные мозговые различия, связанные с дислексией. Анализ изображений мозга показывает, что болезнь дислексия является результатом некоторых структурных различий в мозге , особенно в левом полушарии.

Мозг людей с дислексией показывает очень низкую активность в областях, ответственных за связь письменной формы слов с их фонетическими компонентами. Таким образом, чтобы читать, школьник с дислексией должен разработать альтернативные неврологические пути, связанные с более широким использованием в передним отделе мозга под названием зона Брока, что традиционно ассоциируется с другими аспектами обработки языка и речи.

Симптомы дислексии

Болезнь дислексия означает, что люди имеют проблемы при чтении, написании и произношении слов.

Вот некоторые ранние признаки дислексии, которые характерны для многих людей с проблемами обучения:

Низкая успеваемость. Может быть, рано или поздно, ребенок с дислексией начинает говорить; появляются яркие обороты речи, но не читать, ни писать на уровне класса он не в состоянии; может оцениваться как ленивый школьник; плохо сдает тесты, несмотря на высокий IQ.

Двигательные нарушения. Как ребенок, так и взрослый с дислексией, могут обладать плохим почерком; имеют плохую координацию; отстают в командных видах спорта; имеют трудности с моторно-ориентированными задачами; путают право и лево, а также над и под; учатся лучше через практический опыт.

Слабые языковые и навыки чтения. Если человек страдает дислексией, он нередко испытывает головокружение, головную боль, боль в желудке; быстро устает при чтении; не читает для удовольствия; путает, переставляет местами, добавляет, заменяет, или разворачивает буквы, цифры, слова как при чтении, так и при письме; имеет недостатки в фонетике; испытывает трудности с тем, чтобы передать мысли словами; может заикаться.

Слабые математические навыки. Школьник с дислексией имеет трудности в учебе, сложности с оценкой времени; можно сделать арифметические действия, но не записать или прочитать их; имеет проблемы с алгеброй или высшей математикой, но может успевать хорошо в геометрии; имеет плохую память для последовательностей; считает используя интуицию или изображения, а не слова и числа.

Поведенческие проблемы. Поведение ребенка с дислексией может быть беспорядочным или разрушительным в классе; легко расстраивается когда речь идет о школе, чтении, письме, математике; недержание мочи даже за пределами соответствующего возраста; резкое увеличение трудностей под давлением времени или эмоционального стресса.

Зрение. Больной дислексией может жаловаться на проблемы со зрением, которые не появляются в ходе стандартных осмотров; может не воспринимать глубину и иметь недостатки периферического зрения.

Наиболее характерная вещь, которая касается людей с дислексией, это их несоответствие навыков и умения, которые могут меняться изо дня в день. Ребенок с дислексией легко может прочитать и написать какое-нибудь слово сегодня, и также легко не сделать этого завтра.

Основы лечения дислексии

Дислексия является специфическим расстройством обучения, которое включает в себя трудности при чтении. Тестирование и ранняя диагностика дислексии существуют и очень важны. Без правильного диагноза и лечения, дислексия может привести к разочарованию, неуспеваемости и низкой самооценки вашего ребенка в будущем.

Диагностика дислексии включает чтение или письмо, а экзаменатор ищет признаки дислексии, таких как добавление, удаление или изменение слова; построение слова из других частей; перестановка местами слов и букв. В то же время и язык тела может дать ключ: человек с дислексией часто «прочищает» свое горло, щелкает ручкой, грызет карандаш или ерзает во время тестирования из-за беспокойства по поводу выполнения теста.

Дислексии это расстройство, с которым человек рождается и его нельзя предотвратить или вылечить, но им можно управлять с помощью специального обучения и методов поддержки. Раннее вмешательство для решения проблем чтения важно. Родители должны понимать, что дети с дислексией могут учиться нормально, но, вероятно, им нужно учиться делать это по-другому, чем обычным детям. Обучение должно быть индивидуализированным и может включать моделирование букв и слов в глине (пластилине и т.д) или другие трехмерных методы, способные помочь ребенку научиться складывать буквы и слова.

Дислексия: когда обращаться к врачам

Если вы заметили какие-либо из признаков дислексии, врач вашего ребенка может помочь определить, есть ли у него физические проблемы, такие как со зрением, которые вызывают или способствуют состоянию вашего ребенка, и он направит вас к специалистам, которые могут диагностировать дислексию и назначить лечение расстройства обучения. Такое лечение часто включает в себя услуги специалиста в образовании, психолога и логопеда.

Автор статьи: Марина Дворкович, «Московская медицина»©

Дислексия – это парциальное расстройство навыков чтения, вызванное недостаточной сформированностью (либо распадом) психических функций, участвующих в осуществлении процесса чтения. Основными признаками дислексии являются стойкость, типичность и повторяемость ошибок при чтении (смешения и замены звуков, побуквенное чтение, искажение слоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушение осмысления прочитанного). Диагностика дислексии предполагает оценку уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых функций. Для преодоления дислексии необходимо развитие нарушенных сторон устной речи (звукопроизношения, фонематических процессов, словаря, грамматического строя, связной речи) и неречевых процессов.

Общие сведения

Дислексия – специфические затруднения в овладении навыками чтения, обусловленные недоразвитием ВПФ, принимающих участие в реализации процесса чтения. Распространенность дислексии среди детей с нормальным интеллектом составляет 4,8%. Дети с тяжелыми нарушениями речи и ЗПР страдают дислексией в 20-50% случаев. Соотношение частоты случаев дислексии у мальчиков и девочек – 4,5:1.

По степени тяжести нарушения процесса чтения в современной логопедии принято различать дислексию (частичное расстройство навыка) и алексию (полную невозможность овладеть навыком или его утрату). Дислексия (алексия) может наблюдаться изолированно, однако чаще она сопутствует другому нарушению письменной речи – дисграфии.

Причины дислексии

Биологические факторы

Большинство исследователей, изучающих проблему дислексии у детей, отмечает наличие в анамнезе воздействия патологических биологических факторов, вызывающих минимальную мозговую дисфункцию:

  1. Гипоксическое повреждение головного мозга отмечается при неправильной имплантации плодного яйца, анемии и пороке сердца у матери, врожденных пороках сердца у плода, фетоплацентарной недостаточности, аномалиях развития пуповины, затяжных родах, преждевременной отслойке плаценты, асфиксии в родах и т. д.
  2. Токсическое поражение ЦНС наблюдается при алкогольной и медикаментозной интоксикации, гемолитической болезни плода, ядерной желтухе новорожденных.
  3. Инфекционное поражение головного мозга ребенка во внутриутробном периоде могут вызывать заболевания беременной краснухой, корью, герпесом, ветряной оспой, гриппом и т. д.
  4. Механические повреждения связаны с плодоизгоняющими манипуляциями, узким тазом роженицы, затяжными родами, внутричерепными кровоизлияниями.

В постнатальном периоде задержку созревания и функционирования структур коры головного мозга, приводящих к дислексии, может инициировать:

Дислексия (алексия) при алалии, дизартрии, афазии связана с органическим поражением определенных зон головного мозга. В зарубежной литературе широко распространена теория наследственной предрасположенности к нарушениям письма и чтения – дисграфии и дислексии у лиц с правополушарным типом мышления. Некоторые авторы указывают на связь дислексии и дисграфии с явным и латентным левшеством.

Социальные факторы

В числе социальных факторов дислексии наибольшее значение играют дефицит речевого общения, синдром «госпитализма», педагогическая запущенность, неблагоприятное речевое окружение, билингвизм, раннее начало обучения грамоте и высокий темп обучения. Ведущей предпосылкой дислексии у детей является несформированность устной речи — ФФН или ОНР.

В контроле и реализации чтения, как психофизиологического процесса, участвуют зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Процесс чтения включает этапы:

  • зрительного восприятия, узнавания и различения букв;
  • соотнесение их с соответствующими звуками;
  • слияния звуков в слоги; объединения слогов в слово, а слов в предложение;
  • понимание, осознание прочитанного.

Нарушение последовательности и единства этих процессов и составляет суть дислексии с точки зрения психолингвистики.

В психологическом аспекте механизм дислексии рассматривается с точки зрения парциальной задержки развития психических функций, в норме обеспечивающих процесс чтения. При дислексии отмечается несформированность зрительного гнозиса, пространственных ориентировок, мнестических процессов, фонематического восприятия, лексико-грамматичского строя речи, зрительно-моторной или слухо-моторной координации, а также внимания и эмоционально-волевой сферы.

Классификация

По ведущим проявлениям различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию.

В соответствии с нарушенными механизмами принято выделять следующие формы нарушения чтения:

  • Фонематическую дислексию (вследствие недоразвития фонематического восприятия, анализа и синтеза)
  • Семантическую дислексию (вследствие несформированности слогового синтеза, бедности словаря, непонимания синтаксических связей в структуре предложения).
  • Аграмматическую дислексию (вследствие недоразвития грамматического строя речи, морфологических и функциональных обобщений)
  • Мнестическую дислексию (вследствие нарушения речевой памяти, затруднения соотнесения буквы и звука)
  • Оптическую дислексию (вследствие неcформированности зрительно-пространственных представлений)
  • Тактильную дислексию (вследствие нечеткости тактильного восприятия у слабовидящих).
Читать еще:  Признаки психических отклонений у женщин

Т. о., фонематическая, семантическая и аграмматическая дислексии связаны с несформированностью речевых функций, а мнестическая, оптическая и тактильная дислексии – с несформированностью психических функций.

Симптомы дислексии

В устной речи у детей с дислексией отмечаются дефекты звукопроизношения, бедность словарного запаса, неточность понимания и употребления слов. Речь детей с дислексией отличается неправильным грамматическим оформлением, отсутствием развернутых предложений, несвязностью.

Фонематическая дислексия

При фонематической дислексии на первый план выступают замены и смешения между собой звуков, сходных по артикуляторным или акустическим признакам (звонких-глухих, свистящих-шипящих и т. д.). В других случаях отмечается побуквенное чтение, искажения звуко-слоговой структуры слова (добавления, пропуски, перестановки звуков и слогов).

Семантическая дислексия

Семантическую дислексию также называют «механическим чтением», поскольку при этой форме нарушается понимание прочитанного слова, фразы, текста при правильной технике чтения. Нарушение понимания читаемого может возникать как при послоговом, так и при синтетическом чтении.

Аграмматическая дислексия

В случае аграмматической дислексии отмечается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов, нарушение согласования частей речи в числе, роде и падеже и др. Аграмматизмы при чтении соответствуют таковым в устной речи и на письме.

Мнестическая дислексия

При мнестической дислексии нарушается ассоциация между зрительной формой буквы, и ее произносительным и акустическим образом. То есть ребенок не запоминает буквы, что проявляется в их смешении и заменах при чтении. При обследовании слухоречевой памяти у ребенка с мнестической дислексией выявляется невозможность воспроизведения ряда из 3-5 звуков или слов, нарушение порядка их следования, сокращение количества, элизии.

Оптическая дислексия

Оптическая дислексия проявляется смешением и заменами букв, сходных графически и различающихся лишь отдельными элементами или пространственным расположением (б-д, з-в, л-д). При оптической дислексии может отмечаться соскальзывание с одной строчки на другую при чтении. К оптической дислексии относятся также случаи зеркального чтения, осуществляемого справа налево.

Тактильная дислексия

Тактильная дислексия свойственна незрячим людям. Проявляется смешением тактильно схожих букв (близких по количеству или расположению точек) при чтении азбуки Брайля. В процессе чтения у ребенка с тактильной дислексией также может наблюдаться соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, искажение смысла прочитанного, хаотичность движений пальцев рук и т. д.

Диагностика

Логопедическое обследование складывается из характеристики уровня сформированности устной речи, письма, чтения, неречевых процессов. На предварительном этапе логопед изучает анамнез жизни и развития ребенка, особенности формирования речи, состояние артикуляционного аппарата, речевой и ручной моторики; выясняет успеваемость ученика по русскому языку.

  1. Диагностика устной речи. Включает оценку звукопроизношения, фонематического развития, сформированности слоговой структуры слова, лексико-грамматических средств языка, связной речи.
  2. Диагностика письменной речи. Предполагает выполнение заданий на списывание текстов, письмо на слух, самостоятельное письмо. При обследовании чтения вслух и про себя оцениваются темп и правильность чтения, способ чтения, понимание текста, специфические ошибки.
  3. Нейропсихологическая диагностика. Важной составляющей логопедического обследования при дислексии служит выяснение уровня сформированности зрительного гнозиса, мнезиса, анализа и синтеза; оптико-пространственных ориентировок.

По показаниям диагностическое обследование речи дополняется медицинским блоком диагностики, который может включать консультацию детского невролога с выполнением ЭЭГ, ЭхоЭГ; консультацию детского офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.

Коррекция дислексии

Традиционная система логопедических занятий по коррекции дислексии предполагает дифференцированную работу над всеми нарушенными сторонами устной речи и неречевыми процессами.

  1. При фонематической дислексии основное внимание уделяется коррекции дефектов звукопроизношения, развитию полноценных фонематических процессов, формированию представлений о звуко-буквенном и звуко-слоговом составе слова.
  2. Наличие семантической дислексии требует развития слогового синтеза, уточнения и обогащения словаря, усвоения ребенком грамматических норм языка.
  3. В случае аграмматической дислексии необходимо формировать у ребенка грамматические системы словообразования и словоизменения.
  4. Мнестическая дислексия требует развития слухоречевой и речезрительной памяти.
  5. При оптической дислексии ведется работа по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
  6. При тактильной дислексии задачей коррекции является дифференциация тактильно воспринимаемых предметов и схем, развитие пространственных представлений.

Нестандартный подход к коррекции дислексии предлагает методика Рональда Д. Дейвиса, предполагающая придание печатным словам и символам мысленного образного выражения, с помощью которых устраняются пробелы в восприятии.

Прогноз и профилактика

Несмотря на то, что дислексия сегодня часто характеризуется как «проблема гениев», которой в свое время страдали многие знаменитые личности (Г. Христиан Андерсен, Леонардо да Винчи, Альберт Эйнштейн и др.), она нуждается в целенаправленной коррекции. От этого завит успешность обучения ребенка в школе и ВУЗе, степень его личностной самооценки, взаимоотношения со сверстниками и преподавателями, уровень притязаний и успешность в достижении целей. Результат будет тем эффективнее, чем раньше начата работа по преодолению недостатков устной и письменной речи.

Профилактику дислексии нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику. Важную роль играет преодоление нарушений звукопроизношения, формирование лексико-грамматического строя речи. Необходимо своевременное выявление детей с нарушениями речи, и проведение логопедических занятий по коррекции ФФН и коррекции ОНР, подготовке к освоению грамоты.

Что такое дислексия у детей?

Дислексия – это трудность в обучении, проявляющаяся в проблемах с чтением. Замена звуков и слов, пропуск букв, чтение по слогам. Отсутствие осмысления прочитанного – яркие признаки дислексии. Часто она сопровождается дисграфией – нарушением письма. Но незаурядные дети порой становятся выдающимися личностями, как, например, известные всему миру дислектики Владимир Маяковский, Стив Джобс, Чарли Чаплин и другие, при условии, что ее симптомы будут своевременно скорректированны в правильном направлении.

Симптомы дислексии у детей

Многие родители задаются вопросом: «Дислексия – что же это за болезнь?». Спешу Вас заверить, что дислексия ни в коем случае не означает какие-то отклонения в психическом развитии ребёнка. Даже напротив – особенности восприятия и мышления часто рождают выраженные таланты, например, к рисованию, рукоделию, танцам или любому другому виду творчества.

Термин «дислексия» в дословном переводе означает «нарушение речи». Причины дислексии могут быть различными, но, существует мнение, что часто это связано с наследственностью, в результате чего у ребёнка обнаруживаются и неспособность к обучению чтению и письму. Он может путать буквы, менять их местами, читать по слогам или буквам, не понимать смысла слов и неправильно их писать. При этом стандартные схемы обучения – постоянное повторение и заучивание – не срабатывают.

Методика Дейвиса по коррекции дислексии у детей и взрослых основана на использовании ряда инструментов, которые призваны развить самоконтроль, а также на выполнении специальных упражнений. Я осуществляю практику этого уникального и действенного способа, получив сертификат DDAI – Международной Ассоциацией Дейвиса (США, www.dyslexia.com) и являясь членом DLF — Британской Ассоциации Дейвиса (www.davislearningfoundation.org.uk)

Задача данной методики по устранению дислексии – это не только освоение дислектиком инструмента для самостоятельного контроля за своим состоянием, но и последующее закрепление этого навыка.

Вы можете самостоятельно определить, что у ребёнка дислексия, пройдя тест.

Признаки и характеристики дислексии

  • пропускает буквы или слова при чтении
  • меняет местами или путает буквы
  • Меняет последовательность слов в предложении
  • пропускает строчку при чтении
  • отгадывает слово по первым буквам, додумывает окончания
  • запинается или останавливается
  • ускоряется или замедляется при чтении
  • игнорирует знаки препинания
  • хмурится или выглядит рассеянным
  • теребит уголок страницы
  • слишком старается, концентрируется во время чтения
  • меняется в голосе
  • взгляд становится туманным или блуждающим
  • краснеет или бледнеет
  • трясёт или раскачивает ногой

Классификация и основные формы дислексии

Нужно иметь ввиду, что у ребёнка может быть выражена как одна характеристика дислексии, так и несколько одновременно. Также полезно будет знать, что в России существует классификация дислексии. Вам, возможно, придётся столкнуться с тем, что дефектологи выделяют следующие виды дислексии: семантическая, оптическая, мнестическая, фонематическая, аграмматическая.

В любом случае, уникальность и действенность курса по методу Р.Дейвиса в том, что он позволяет корректировать ЛЮБОЙ вид дислексии, в любом возрасте, за 5 дней!

Дислексия — что это за «болезнь»?

Все родители, с которыми я встречаюсь, задаются вопросом: почему у моего ребёнка дислексия? Откуда она взялась? Ведь в семье есть другие дети, которым всё даётся намного легче, оба родителя закончили институты с красными дипломами, а дедушки и бабушки – заслуженные учителя по русскому, литературе, истории – не важно… Ответ на эти вопросы прост: всё зависит от особенностей развития мозга именного вашего ребёнка.

Здесь я хотела бы углубиться в нейропсихологию и психологию и поговорить о теории межполушарной асимметрии мозга. Если говорить упрощённо: мозг поделён на два полушария: левое и правое. У любого человека доминирует лишь одно из полушарий. Это не значит, что функционирует только левое или только правое. Речь о том, что какое-то работает больше.

Знания о межполушарной асимметрии мозга даёт ответ на вопрос, почему один человек с лёгкостью пишет сочинения, а другой создаёт шедевры в искусстве.

Условно говоря, каждое полушарие отвечает за свои конкретные мыслительные процессы. Так, левое отвечает за языковые способности, за способность к чтению и письму, за речь. С его помощью запоминают символы: слова, имена, цифры, даты. Люди с ведущим левым полушарием обычно логичны, рациональны, хорошо говорят, быстро соображают. Они обрабатывают информацию последовательно, изучая её по частям, и только потом складывают в целостную картину.

Правое полушарие отвечает за образы, звуки, жесты, за пространственную ориентацию. Люди с ведущим правым полушарием – образные мыслители. Они сначала воспринимают информацию в целом и только потом вдаются в подробности. Они хороши в живописи, музыке, любых видах творчества. Такие люди более ранимы и чувствительны, острее реагируют на критику, могут пугаться громких звуков или плохо переносить яркий свет.

У 90% людей доминантным является левое полушарие. Наша образовательная система ориентирована на детей с развитым левым полушарием, поскольку они мыслят линейным образом, и их легче обучить. Можно посадить таких 30 человек в классе, написать правило или определение, оно будет усвоено – и можно идти дальше по программе… Дети с доминирующим правым полушарием адаптируются хуже, поскольку склонны к визуализации и им необходимы зрительные образы, чтобы понять теорию. Для такого рода объяснений требуется гораздо большее количество времени, поэтому наши школы не практикуют такой метод обучения. Из-за неприятия информации, таким детям часто ставится диагноз: Синдром Дефицита Внимания, рассеянного внимания. Но, дело в том, что они просто усваивают информацию по-другому. И если им показать и научить их, КАК можно усвоить материал, то проблемы с обучением исчезают, и они могут учиться наравне с левополушарными детьми.

Читать еще:  Как лечить грудную невралгию

Именно этим я и занимаюсь во время курса по коррекции дислексии индивидуально с каждым ребёнком: я учу, как осваивать символы, читать, усваивать информацию, используя образное мышление. Мои знания и опыт в области психологии и педагогики, в сочетании с методиками Дейвиса, дают видимые результаты уже через 5 дней после начала занятий

Методика Дейвиса по устранению дислексии

Эффективность её уже давно замечена логопедами, педагогами и родителями – метод Дейвиса для дислектиков широко применяется во всем мире. Важное его отличие в том, что Рональд сам страдал от данного расстройства, и много лет его считали умственно отсталым. Но, путем проб и ошибок, он сумел найти инструменты для контроля собственного сознания, благодаря которым состояние заметно улучшилось, а способности к обучению чтению, письму и грамотной речи повысились.

Отличие метода Дейвиса

Система коррекции по Дейвису основана на нюансах восприятия дислектиков: данное нарушение не является болезнью или умственным отклонением, поэтому дислексия не требует медикаментозного лечения. Неспособность к обучению в данном случае имеет в основе особенности думать и воспринимать информацию образами, картинками, а не словами. У дислектиков сильно развито творческое мышление, которое может выражаться в самых разных областях:

  • рисовании;
  • музыке;
  • рукоделии;
  • рисовании;
  • проектировании;
  • актерском мастерстве;
  • ораторстве;
  • конструировании;
  • и так далее.

Сложности у дислектиков проявляются в неспособности действовать последовательно: им трудно мысленно разбить слово на звуки и прочитать правильно. Такие люди не могут запомнить те слова и определения, которые не полностью понимают, и даже многочасовое заучивание не помогает. У них возникает состояние дезориентации, которое мешает дислектику сконцентрироваться на чтении или письме.

Метод Дейвиса по коррекции дислексии главной целью имеет возможность дать человеку инструменты для самостоятельного контроля за своим состоянием. Это помогает бороться с искажением во время чтения и письма, быстро и заметно повышая успехи в обучении. Суть методики Дейвиса — перевод буквенных символов в образы для облегчения понимания, а также развитие навыка борьбы с состоянием дезориентации

Рональд Дейвис — кто он?

В 1980, в 38 лет, Рональд Делл Дэйвис преодолел собственную дислексию в тяжелой форме: он нашел способ быстро устранять искажения своего восприятия (или дезориентацию). Впервые в жизни он мог читать и наслаждаться книгой, а не «бороться» с ней! К его удивлению и восхищению, он вскоре обнаружил, что простое умственное решение, которое он открыл для себя, оказалось, имело такой же положительный эффект и у других, неспособных к чтению взрослых.

Вскоре Р. Дейвис понял, что одного только исправления восприятия (устранения дезориентации) было недостаточно. Нужно было также убрать причины, которые вызывали дезориентацию. Для этого нужно было найти способ, который позволил бы выработать способность к пониманию и распознаванию слов.
После независимого клинического исследования и работы с экспертами во многих областях, Рон Дэйвис усовершенствовал свою программу коррекции дислексии для взрослых и детей. В 1982 Рон и доктор философии Фатима Али открыли Центр по исследованию проблем чтения при Центре Коррекции Дислексии в Калифорнии, где достигли успеха у 97% клиентов с проблемами в обучении.

В 1994 была издана первая книга «Дар дислексии». В течение года она была переведена на несколько языков. Также была основана Международная Ассоциация Дейвиса (www.dyslexia.com) для обучения профессионалов, которые бы предоставляли программу коррекции по всему миру.

Почему пластилин помогает при коррекции дислексии?

Дислектики изучают только те вещи, которые сами создают. Если они создают что-либо в форме запоминания, то в итоге имеют что-то заученное. Если они создают что-либо в форме осмысления, именно это они и имеют — осмысление. Однако если они создают что-либо путем освоения или мастерства, это становится частью них самих, это становиться частью их интеллекта. Когда дислектики что-либо осваивают, это становиться частью их мыслительного процесса.

Когда мы запоминаем или понимаем что-либо, мы создаем это мысленно. Другими словами, мы создаем мысленные образы или мысленного звучание этой вещи. Когда что-то осваивается, оно уже не просто создано в уме; оно также создано в реальном мире. Создание чего-либо мысленно (внутри себя) — это лучшее, что мы можем ожидать, это понимание этих вещей; овладение же чем-либо требует создание этого вне нас.

Независимо от того, насколько хорошо мы понимаем, как следует управлять велосипедом, это понимание не убережет нас от падений, когда мы впервые сядем на велосипед. Для овладения ездой на велосипеде необходимо сесть на него и поехать. Чтобы освоить езду, мы должны создать ее в реальном мире.

Когда мы создаем концепцию слова с помощью пластилина, то тем самым мы создаем данную концепцию в реальном мире.

Дислексия: что это за болезнь и как её лечить?

Средние века вместе с их неграмотностью давно остались в прошлом. Сейчас умение читать считается базовым навыком. Сложно себе представить взрослого человека, читающего по слогам, однако такие люди существуют. Они не ленивые, не глупые, просто у них дислексия. Что это за болезнь?

Дислексия – это нарушение процесса овладения навыками чтения при сохранном интеллекте, зрении и слухе, обусловленное несформированностью психических процессов и проявляющееся в стойких специфических ошибках. Другими словами человек плохо читает, хотя видимых предпосылок для этого нет.

Специфическая симптоматика дислексии:

  • Затруднения при изучении букв;
  • Медленное чтение по буквам и по слогам;
  • угадывающее чтение (ребёнок пытается угадать слово целиком по первому слогу);
  • Пропуск, перестановка букв и слогов, замена их на похожие по звучанию и начертанию;
  • Чтение справа налево;
  • Не понимание смысла прочитанного.

Хотя это самостоятельный дефект, нередко он идет в паре с нарушением письма – дисграфией, так как при этих операциях используются одни и те же процессы мозга. В таком случае похожие ошибки появляются при письме.

Неречевая симптоматика дислексии:

При данном диагнозе очень часто обнаруживаются следующие проблемы:

  • Плохая координация и неуклюжесть;
  • Дезориентация во времени и в пространстве (ребёнок путает дни недели, месяца, право и лево, верх и вниз, не понимает смысла предлогов «за», «на», «под», «около» и других);
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивность.

Почему важно знать, что такое дислексия у детей и её симптомы

Очень часто родители и педагоги видят признаки дислексии у детей, но, не зная о таком нарушении, связывают все возникающие проблемы с ленью или невнимательностью.

Если вы замечаете у ребёнка затруднения при чтении, обратите пристальное внимание на совершаемые им ошибки. Насторожить должны постоянные попытки угадать слово по первым буквам, непонимание прочитанного, часто повторяющиеся замены букв в сильной позиции: гласные под ударением («сног» — «снег», «аблако» — «облако»), согласные перед гласной («толога» — «дорога», «здапие» — «здание»). При наличии одной или нескольких проблем из этого списка, следует показать школьника логопеду.

Если у ребёнка была выявлена дислексия, лечение следует начинать незамедлительно, чтоб избежать серьёзных последствий.

Классификация дислексии

Ученые, изучавшие дефекты чтения и письма, предлагают различные классификации. Рассмотрим самые распространённые их них.

Виды дислексии по Р. Беккер:

  • Литеральная (проявляется в трудностях при изучении букв вплоть до полного их неусвоения);
  • Вербальная (характеризуется повторяющимися специфическими ошибками во время чтения).

Отечественные ученые О. А. Токарева и М. Е. Хватцев выделяют следующие формы дислексии:

  1. Акустическая дислексия является самый распространенной формой. Из-за специфического нарушения слухового восприятия учащиеся плохо различают звуки, не соотносят их с буквами.
  2. Моторная дислексия у детей возникает из-за затруднений в движении глаз. Это приводит к сужению поля зрения, школьник теряет строчку или слово.
  3. Оптическая дислексия обусловлена неполноценностью зрительного восприятия, вследствие чего ребёнок плохо различает буквы близкие по написанию (Р-Ь, З-В, Ж-Х). При тяжелых нарушениях наступает оптическая алексия, характеризующаяся полной неспособностью овладеть процессом чтения.
  4. Фонематическая дислексия возникает из-за нарушений фонематического восприятия. Такие дети плохо различают некоторые звуки (ц-с, м-н). Это приводит к трудностям при изучении соответствующих букв. При фонематической дислексии чтение становится побуквенным. Появляются специфические ошибки и искажения слов («пака» или «памка» вместо «палка»).
  5. Мнестическая дислексия характеризуется нарушением установления связи между звуком, который мы слышим, буквой, которую мы видим, и так называемой артикулемой, которую мы произносим. Это влечёт за собой низкую скорость чтения, пропуски, замены букв, слогов и целых слов, что в итоге приводит к потере смысла прочитанного.
  6. Семантическая дислексия по-другому называется механическим чтением, так как ребёнок читает правильно, но не понимает смысл прочитанного.
  7. Аграмматическая дислексия проявляется в употреблении неправильных окончаний при согласовании слов в предложении («два груши», «увидел машине», «Петя искала»).
  8. Диагноз «тактильная дислексия» ставят слепым детям, у которых возникают проблемы при изучении азбуки Брайля. В этом случае страдает осязательная чувствительность, которая приводит к специфическим ошибкам.

Выявление нарушений чтения

Тест на дислексию состоит из нескольких частей. Первоначально логопед обследует у ребёнка навыки звукового анализа. На втором этапе специалист проверяет навыки чтения. Завершающий этап содержит упражнения на установление уровня развития устной речи в целом.

Диагностика дислексии может включать в себя такие задания как:

  • найти нужную букву;
  • придумать как можно больше слов, начинающихся с определённого звука;
  • выделить в заданном слове все гласные или согласные;
  • сравнить по звуковому составу слова, отличающиеся одним звуком (кот- кит, мак-рак);
  • посчитать количество букв в слове или слов в предложении;
  • составить короткий рассказ по серии картинок.

Такое всестороннее обследование позволяет выяснить уровень речевого развития ребёнка, понять, в чём заключаются его основные затруднения, и составить индивидуальный план коррекционных занятий. Необходимо точно установить, какой формы у школьника дислексия, упражнения и их сложность будут зависеть именно от этого.

Коррекция дислексии

У взволнованных родителей возникает множество вопросов: что делать, если ребёнок не может запомнить буквы, или почему он перескакивает с одной строчки на другую? Как лечить это заболевание? К сожалению, его нельзя вылечить полностью. Дислексия у взрослых сохраняется, но при своевременном выявлении в детском возрасте и правильной коррекционной работе можно минимизировать негативные последствия. Очень важно начать лечение дислексии у детей до 10летнего возраста.

Общая коррекционная работа при дислексии включает в себя комплексное воздействие на недостатки чтения, письма, устной речи. При этом упор учитель-логопед будет делать на восстановление наиболее нарушенной анализаторной системы.

Так коррекция семантической дислексии будет включать в себя больше упражнений на осмысление прочитанного. Например: назвать целиком слово, произнесённое по отдельным слогам или звукам; составить слово из предложенных слогов; найти в прочитанном предложении слово, отвечающее на вопрос что? кто? какой? или где?; дополнить предложение, произнесённое логопедом.

Читать еще:  Депрессия бека

Если первично нарушенная анализаторная система – слуховая, то дислексия будет корректироваться в большей степени за счёт упражнений на развитие фонематического слуха, слогового анализа и синтеза. Специалист может посоветовать следующие упражнения: придумать слог с заданным звуком; подчеркнуть в слове только гласные, посчитать, сколько в нём слогов; определить с какого звука начинается слово, каким заканчивается и т.д.

Для коррекции нарушений чтения и письма необходимы регулярных занятия со специалистом. Это требует от школьников много времени и усилий. Поэтому родителям важно знать, что делать, чтобы предотвратить появление этих нарушений.

Профилактика дислексии

Несмотря на то, что в раннем возрасте не ставят диагноз дислексия, симптомы могут быть заметны у дошкольников. Чтобы потом не размышлять, почему ребёнок очень плохо читает, следует не реже одного раза в год показывать его логопеду. Впервые посетить специалиста стоит в трехлетнем возрасте. Эти меры позволят вовремя выявить предпосылки к отклонениям в речевом развитии.

Для предупреждения нарушений чтения родителям следует с самого рождения знакомить малыша с книгами, читать ему стихи, потешки и сказки. Чаще играйте со своими малышами в известные всем словесные игры: съедобное – несъедобное, города, придумывание сказки по слову/предложению.

Особое внимание стоит уделить развитию мелкой моторики. Для этого отлично подойдут развивающие книжки и доски с различными шнуровками и замками. С первых дней жизни играйте с детьми в пальчиковые игры («сорока-белобока кашу варила…», «ладушки»). В дошкольном возрасте познакомьте ребёнка с театром теней.

Эти упражнения будут способствовать правильному речевому развитию вашего малыша и помогут избежать проблем с чтением и письмом.

Болезнь гениев

Знаете ли вы, что редакторы очень долго не хотели принимать сказки Ганса Христиана Андерсена? Они возвращали рукописи назад из-за большого количества ошибок, даже не прочитав их.

Уолт Дисней придумал Микки Мауса, но ему было проще нарисовать мышонка, чем написать его имя.

Леонардо да Винчи писал зеркально, т.е справа налево. Разобрать его записи можно было только с помощью зеркала.

Певица Шер, Альберт Энштейн, Чарли Чаплин, Агата Кристи, Владимир Маяковский, Том Круз, шведский король Карл XVI Густав… Список великих дислектиков очень внушительный.

Около 40% известных всему миру великих людей страдают дислексией. Болезнь, с одной стороны, сильно осложнила их жизнь, с другой стороны, воспитала в них стойкость.

Так какое же определение стоит дать дислексии: ужасная болезнь или великий дар? Решать только вам. Главное помнить, что это не приговор.

Дислексия: болезнь или вариант нормы?

Разбираем самую «звездную» болезнь.

Ребенок с трудом читает, буквы словно пляшут у него перед глазами и меняются местами, будто насмехаясь над несчастным. Часто в такой ситуации любящий родитель сгоряча возьмет да надает тумаков бедному дитяти, мол, ленится, зараза такая. И невдомек полному праведного гнева отцу или матери, что сынок или дочка и не думали лениться и сами бы многое отдали, лишь бы встали все буквы на место. А дело все в загадочном и малоизученном диагнозе – «дислексия». Ею страдают едва ли не четверть голливудского олимпа, но странная болезнь не мешает звездам быть талантливыми и успешными. Как распознать в своем ребенке дислексию и можно ли ее излечить? В вопросе разбирались с психологом Мариной Александровой.

— Когда и кому ставится диагноз «дислексия»?

— Очень часто на прием к логопеду приходят родители и заявляют: «Моему ребенку уже шесть лет, а он до сих пор не может запомнить буквы, слоги плохо читает. Наверное, у него дислексия?».

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания, узнавания букв, слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова.

Дислексия проявляется в непонимании прочитанного. Ребенок не может правильно прочитать слово, связать букву со звуком, не понимает текст, который он прочитал. Родителям не нужно спешить с выводами: В пять-шесть лет многие дети пишут зеркально и путают буквы. И как бы взрослые ни пытались форсировать события, до шести лет ребенок имеет полное право не уметь читать. Для того чтобы он читал без ошибок, должны созреть определенные структуры головного мозга. Это происходит в определенном возрасте – обычно ближе к семи годам.

Ребенок, только-только осваивающий чтение, имеет право на ошибку. Он может путать буквы, не запоминать прочитанное до тех пор, пока не созреют его головной мозг и нервная система. Мы же предъявляем к речи 3-летнего малыша те же требования, что и к речи 5-летнего ребенка.

— Тогда сколько времени нужно ждать и когда пора бить тревогу?

— Если у ребенка нет других нарушений (в порядке фонематический слух, он четко произносит звуки, его речь развита в соответствии с возрастом), специалисты советуют не делать поспешных выводов до завершения первого полугодия обучения в первом классе. Образовательная программа большинства школ предполагает, что к этому времени ребенок должен знать практически все буквы и иметь первоначальные навыки чтения, даже если он в сентябре еще не знал буквы и не умел читать и писать.

И, внимание, только к концу первого года обучения ребенок должен читать и писать, знать все буквы и понимать прочитанное.

Если же у малыша есть проблемы с речевым развитием, фонематическим слухом, не мешкая, начинайте от них избавляться. Промедление чревато нарушениями письменной речи.

Также стоит обратить внимание и на умение дошкольника ориентироваться в окружающем его пространстве. Риск развития дислексии довольно высок, если 5-6-летний ребенок плохо понимает, где правая, а где левая сторона, плохо запоминает дорогу, у него проблемы со зрительной памятью, с концентрацией и управлением своим вниманием.

— К кому идти, заподозрив дислексию?

— Если ребенок никак не может освоить чтение, необходимо проконсультироваться у логопеда. Не пренебрегайте этим советом. Логопед подробно расспросит маму об особенностях развития ребенка, чтобы понять, какие еще трудности, кроме чтения, он может испытывать. Чтобы поставить правильный диагноз, надо учесть много факторов.

Далее при подозрении на дислексию логопед порекомендует проконсультироваться у невролога и нейропсихолога. Если невролог не обнаружит серьезных неврологических нарушений, с ребенком будут работать и заниматься логопед.

Дислексия (как и сопутствующая ей дисграфия) не имеет никакого отношения к умственным способностям человека. Это неспособность к овладению навыками письма и чтения встречается именно у людей с полноценным интеллектом, слухом и зрением. Это хорошо видно на примере людей, добившихся высоких успехов в творчестве, в бизнесе и в жизни.

С ребенком, у которого обнаружена дислексия, параллельно должны заниматься два специалиста, логопед и нейропсихолог. Курс коррекционных занятий может быть очень разным по времени. Даются и домашние задания. Перед нейропсихологом стоит задача добиться, чтобы ребенок мог самостоятельно выполнять сложные инструкции. Логопеду надо соединить звук и букву, научить ребенка соединять буквы в слова и делить слово на отдельные буквы и звуки. Так что на занятиях с логопедом ребенок будет отрабатывать написание букв и учиться правильно произносить звуки, отличать их один от другого. Много времени будет посвящено слиянию букв в слоги. Проблема считается решенной, когда ребенок «догоняет» возрастную норму. Он выучил алфавит, читает, понимает прочитанное, научился писать.

— Дайте, пожалуйста, совет родителям ребенка с дислексией.

— Дислексикам полезно играть в классики, выполнять развороты по команде и составлять планы. Собираетесь в магазин? Попросите ребенка проговорить, а потом на бумаге нарисовать схему движения. Сформировать у ребенка представления о последовательности действий, чтобы он понимал, что было сначала, что – потом, помогает составление планов на сегодня или на завтра. Вечером попросите его вспомнить, что он последовательно делал в течение дня, что удалось сделать, а что нет, как он справился с заданиями, наметьте и обсудите план действий на следующий день. Пока школьник преодолевает трудности, поговорите с учителем, объясните ему проблему и попросите по возможности дополнительно проговаривать задания устно, предлагать ребенку с дислексией схемы, сделать обучение более наглядным и меньше опираться на текст.

Преодолеть дислексию можно. Но для этого нужно прикладывать большие усилия и сотрудничать с педагогом, логопедом, нейропсихологом. Только совместными усилиями можно добиться хороших результатов и предотвратить возвращение этого нарушения в подростковом возрасте, когда ученику придется работать с большими текстами.

Дислексию называют словесной слепотой. А еще болезнью гениев, так как большинство дислексиков – творчески развитые люди. Мы расскажем вам о семи знаменитостях, которым, несмотря на все трудности, болезнь не помешала добиться в жизни признания и успеха.

Дженнифер Энистон — одна из самых успешных голливудских звезд, фильмы с которой обожают миллионы поклонников. Но в юности Дженнифер считала себя глупой, из-за сложности в обучении. Дислекию обнаружили на приеме у офтальмолога, когда актриса не могла прочесть текст и ответить на вопросы.

— В детстве Стивена Спилберга считали лентяем и не слишком умным. В школе мальчик научился читать на два года позже, чем его сверстники. Спилберг вспоминает, что в школе его дразнили и унижали одноклассники.

— У Вупи Голдберг нет образования, но есть дислексия, которая помешала ей окончить школу. Она вспоминает, что ее называли «тупицей» и «заторможенной», потому что у нее были проблемы с чтением.

Тому Крузу поставили диагноз «дислексия» в семь лет. Он сменил 15 школ за 14 лет, пытаясь найти общий язык с учителями и одноклассниками. В конце концов, Том бросил школу.

Киану Ривз с помощью врачей и логопедов нормально читать научился только к старшим классам. Но все выпускные экзамены он провалил и остался без диплома о высшем образовании.

Шер с детства страдает запущенным случаем дислексии. Она не могла выучить не только цифры, но и буквы. Больше всего проблем ей доставляло распознавание цифр 6 и 9. Теперь это называется дискалькулией.

— Британский и американский актер, композитор, обладатель «Оскара» и двух премий «Эмми» и трех BAFTA Энтони Хопкинс в детстве не слыл умным ребенком. Он и сам был о себе невысокого мнения. Ему пришлось сменить несколько школ, прежде чем он понял, что не такой, как все. Сейчас в это трудно поверить, но Хопкинс научился запоминать огромные тексты за очень короткое время.

* Это далеко не полный список людей, страдающих дислексией. Среди знаменитых дислексиков были Альберт Энштейн, Леонардо да Винчи, Ганс Христианс Андерсен, Агата Кристи, Петр Первый и многие другие.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector