Торпидность мышления это

27 Патология мышления

Патология мышления характеризуется

1. нарушением темпа мышления

2. нарушением структуры мышления

3. нарушением содержания мышления

В клинике психических заболеваний наблюдаются феномены

1. патологическое ускорение темпа мышления

2. и патологическое замедление темпа мышления.

Ускорение темпа мышления проявляет себя

— в ускорении речи,

— в преобладании в речи случайных ассоциаций механического типа

— в тенденции к рифмованию.

Случайные ассоциации меняют тему высказываний больного, поэтому

— речь его может носить незавершенный характер,

— выводы оказываются поспешными и часто неправильными,

— а сопутствующие ускоренному мышлению эйфория и чувство превосходства над окружающими мешает больному критически отнестись к своим ошибкам.

Все же явных нелепостей, абсурдных мыслей такие больные не высказывают.

При резко выраженном ускорении темпа мышления наблюдается так называемая «скачка идей» (fuga idearum).

Речь становится бессвязной, трудной для понимания.

Язык больного как бы не успевает за его мыслями, поэтому высказываются только части фраз.

Ускоренное мышление наблюдается

— при маниакальных состояниях различного происхождения,

— а также при интоксикациях, сопровождающихся эйфорией, например при неглубоком алкогольном опьянении.

Замедление темпа мышления характеризуется

— медленной сменой представлений,

— чему соответствует и двигательно-речевая заторможенность.

Преобладают мысли, имеющие отрицательную эмоциональную окраску. Иногда смена представлений вообще не происходит

В сознании длительно преобладает одна мысль

В таком случае мышление может быть определено как моноидеарное.

Мышление подобных больных перестает быть инструментом познания

В их мышлении отсутствует направленность.

Замедление темпа мышления наблюдается

— при депрессивных состояниях различного происхождения,

— а также при легких степенях оглушения.

II СТРУКТУРНЫЕ НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ

К структурным нарушениям мышления приводят своеобразные расстройства ассоциативных процессов, особенно часто наблюдаемые при шизофрении, когда логическое развитие суждений нарушается возникновением случайных ассоциаций.

В самой легкой форме это проявляется

— в склонности к бесплодному высокопарному мудрствованию,

— в сложных по форме рассуждениях, лишенных конечного смысла, для которых избирается самый случайный повод.

Такое расстройство мышления определяется как резонерство

— в начальном периоде шизофрении,

— при некоторых типах психопатий.

При дальнейшем нарушении ассоциативных процессов возникает явление соскальзывания мышления:

— непонятные для собеседника и не оправданные логикой развития мысли переходы от одного суждения к другому.

При достаточной выраженности, эта патология проявляет себя в паралогическом мышлении

При паралогическом мышлении цель рассуждения не может быть достигнута из-за нарушения законов логики вторжением случайных ассоциаций.

Атактическое мышление появляется вслед за паралогическим

Атактическое мышление характеризуется утратой смысла уже в пределах одной фразы

Часто в одном предложении объединяются противоположные, взаимоисключающие друг друга понятия, поэтому речь больных

И.П.Павлов образно определял атактическое мышление как «беспутство мыслей».

При сохранении в атактическом мышлении грамматического строя речи такую атактическую речь определяют как шизофазию.

В случае, если нарушена и грамматика речи (аграмматизм), употребляют термин «речевая разорванность».

Примером атаксии мышления может служить следующее стихотворение больного, на протяжении многих лет страдавшего параноидной формой шизофрении с непрерывно-прогредиентным течением.

Кусты и рак в ажур –

Вот голос Сентябрины.

Я видел сотню Юр

В ЛЭТИ на именинах.

Кричат: «Мадеполам Несите в магазины!»

Пришел косой Адам,

Косую Еву сдвинул.

Но сотни тысяч лам

Кричат: «Отдайте Инну!»

Проглотит нюх бензина.

Авто веду в гараж,

Сентенция, я в раж

Без квинтэссенций ты вы.

Крайним проявлением шизофренического распада речи является так называемая «словесная окрошка», когда в разнообразных причудливых сочетаниях используются

— уже не отдельные слова,

— а слоги и звуки.

При этом такие звукосочетания могут восприниматься как новые, созданные самим больным слова — неологизмы.

Иногда больные продуцируют неологизмы

— и в период не столь глубокого распада речи,

— а сознательно образуют слова (патологическое словотворчество) для обозначения своих новых, возникших в период болезни, ощущений и переживаний.

Такие неологизмы характеризуют другое структурное на­рушение — символизм мышления.

При символизме мышления словесные понятия заменяются условными образами.

В норме люди тоже нередко прибегают к подобным заменам.

— знаки уличного движения

— и цвета семафора,

— изображение руки с вытянутым пальцем, указывающим направление движения,

Не требует пояснений, что обозначает контур сердца, пронзенного стрелой.

Но эти символы имеют одинаковое для всех смысловое содержание, а потому всем понятны.

Больной шизофренией обозначает некоторые понятия одному только ему известными символами.

Поэтому два больных шизофренией

— никогда не поймут символы друг друга,

— также как не понимают их окружающие больного здоровые люди.

В основе символизма мышления лежит утрата больным способности к различению буквального и переносного значения слов.

Разные значения их

— либо сосуществуют одновременно,

— либо однозначно замещают друг друга,

Иногда достаточным является наличие хотя бы незначительного внешнего сходства или несущественного общего признака.

Например, одна из больных, описанных Е А.Поповым (1949), заявила, что слово «уборная» следует заменить словом «просто».

Это утверждение она «доказала», написав на бумаге следующий ряд:

— «А далее, — сказала больная, — не все ли равно, написать два нуля вкось один над другим или рядом 00?»

Одной из форм патологии мышления является аутистическое мышление, Аутистическое мышление возникает вследствие отрыва

— от реальных восприятий.

При этом мысль порождается мыслью

Мышление больного ограничивается в конечном итоге узким кругом бесконечно варьируемых суждений.

Аутистическое мышление наблюдается, главным образом, при шизофрении.

При эпилепсии также происходит изменение мышления в форме патологической обстоятельности или вязкости мышления.

Образование суждений при атом замедляется в результате появления множества побочных, «паразитических» ассоциаций.

Больной не в состоянии отделить главное от второстепенного

За многочисленными подробностями изложения он забывает или крайне медленно излагает основную мысль.

В основе вязкости мышления лежит

— торпидность психических функций,

— патологическая инертность возбудительного процесса в коре головного мозга.

Симптомы и лечение психоорганического синдрома

Психоорганический синдром характеризуется следующей триадой признаков: ослаблением памяти, снижением интеллекта, недержанием аффектов (триада Вальтер-Бюэля). Часто наблюдаются астенические явления. Нарушение памяти в той или иной степени затрагивает все её виды. С наибольшим постоянством выявляется гипомнезия, в частности, дисмнезия, возможны амнезии, конфабуляции. Объём внимания значительно ограничен, повышена отвлекаемость.

Страдает качество восприятия, в ситуации улавливаются лишь частные детали. Ухудшается ориентировка, вначале в окружающем, а затем и в собственной личности. Уровень мышления снижается, что проявляется обеднением понятий и представлений, слабостью суждений, неспособностью адекватно оценивать ситуацию, свои возможности. Темп мыслительных процессов замедлен, торпидность мышления сочетается со склонностью к детализации, персеверациям.

Психоорганический синдром – патологическое состояние, возникающее на фоне органической патологии головного мозга. Сопровождается нарушениями интеллекта, памяти и эмоционально-волевой сферы.

Является достаточно распространенной патологией. Может поражать людей любого возраста и пола, однако особенно часто развивается в пожилом и старческом возрасте вследствие атрофических процессов в головном мозге. Психоорганический синдром обычно носит прогрессирующий характер, иногда отмечается стабильное течение или уменьшение выраженности симптоматики. Диагностику и лечение данной патологии осуществляют специалисты в области психиатрии, неврологии и врачи некоторых других специальностей.

Причинами психоорганического синдрома являются органические изменения в ткани головного мозга (то есть нарушение структуры нервной ткани). Любое механическое, химическое или физическое повреждение нейронов головного мозга вызывает психоорганические нарушения.

Соответственно причин очень много:

  • Черепно-мозговые травмы (последствия травм головного мозга).
  • Инволюция головного мозга, возрастные изменения головного мозга.
  • Сосудистые заболевания, протекающие с нарушением кровоснабжения мозга.
  • Алкоголизм , наркомании, токсикомании и их последствия.
  • Атрофические заболевания головного мозга.
  • Отравления и интоксикации различного происхождения и их последствия.
  • Кислородные голодания различного происхождения.

Симптоматика

Клинические проявления ПС обусловлены общей астенизацией организма, мнестическими расстройствами, нарушением интеллекта и эмоционального фона.

  • Астенические признаки патологии — слабость, вялость, эмоциональная лабильность, чрезмерная раздражительность, метеозависимость, дисконцентрация внимания, снижение работоспособности. Пациентов беспокоят частые приступы головной боли, головокружения, жажды. Они плохо переносят изменения атмосферного давления, жару, духоту и жалуются на снижение аппетита и нарушение сна, а также вегетативные симптомы. B легких случаях астенические признаки являются единственными клиническими проявлениями. ПС может протекать бессимптомно. B тяжелых случаях присоединяется помрачение сознания, нарушение памяти и снижение интеллекта, достигающее степени слабоумия.
  • Мнестические расстройства проявляются слабым запоминанием новых данных. Больные не могут удержать их в памяти и вспомнить уже усвоенные факты. При ПС страдают стадии запоминания, удержания и репродукции. Дисмнезия, амнезия и конфабуляции — признаки ПС. Непропорциональное поражение различных аспектов памяти постепенно переходит в полное выпадение отдельных событий и сочетается с ложными и вымышленными воспоминаниями. Часто больные не могут правильно ответить на вопрос: какое сегодня число, месяц и год, а также назвать имя и отчество лечащего врача.
  • Интеллектуальные нарушения постепенно выходят на первый план. Они заключаются в отсутствии самокритики, неадекватном поведении, неспособности абстрагироваться от конкретной ситуации. Больные становятся черствыми, бестактными, непорядочными и эгоистичными. Они мыслят одностороннее. По мере прогрессирования синдрома круг интересов сужается. Пациенты совершают неправильные поступки по отношению к родным и близким людям, бестактно высказываются в их адрес. Они неадекватно воспринимают окружающую обстановку, не могут охватить всю ситуацию целиком, а улавливают лишь некоторую часть происходящего. Больные дети «перестают» учиться, не могут запомнить и воспроизвести информацию согласно возрастным нормам. В тяжелых случаях у них развивается деменция.
  • У больных нарушается функция речи, уменьшается словарный запас, часто появляются шаблонные фразы. Они не могут выделить главное в разговоре и часто отвлекаются на второстепенные детали. Торпидность мышления проявляется затрудненным и замедленным высказыванием своих мыслей. Больные по нескольку раз повторяют одни и те же слова.
  • Нарастает эмоциональная лабильность: больные бурно реагируют на происходящие события, взрывные эмоции внезапно возникают и также быстро исчезают. Они плохо переносят эмоциональное напряжение, неспособны сдерживать свои порывы, будь то радость или злость. У пациентов часто развиваются депрессивные состояния, галлюцинозы, бредовые идеи, эпиприпадки, сумеречные расстройства, психозы. Аффективные расстройства проявляются приступами гнева, тоскливого и злобного настроения, взрывом эмоций, скачками настроения. Больные плохо переносят любые раздражители, не могут контролировать свое поведение и эмоции. Им присущи мелочность и эгоцентризм, характерны постоянные истерики, плаксивость, обидчивость, агрессивность или раздражительность.

Клинические признаки синдрома зависят от локализации очага поражения. При поражении ствола мозга преобладает равнодушие, заторможенность, пассивность, а иногда грубость и эйфория. Опухоли и травмы лобных долей проявляются неряшливостью, дурашливым поведением, склонностью к плоскому юмору. При расположении очага поражения в затылочной или теменной области пациентов беспокоят упорные головные боли, ухудшение зрения.

Читать еще:  Современные методы лечения болезни паркинсона

Проявления синдрома в детском возрасте

Болезнь крайне редко встречается у детей. Однако, согласно классификации МКБ-10, ее проявления существенно отличаются от наблюдаемых у взрослых пациентов. Это связано с тем, что большая часть психических функций еще не развита в полном объеме. В зависимости от возраста признаки заболевания у детей могут существенно различаться. У детей раннего возраста может наблюдаться задержка в развитии речи. Детям сложно запоминать новые слова. Должны привлечь внимание неустойчивое настроение, а также нарушения сна. Иногда наблюдается суетливость.

Что касается больных преддошкольного возраста, здесь могут наблюдаться нарушения, связанные с эмоционально-волевой сферой. Поведение ребенка отличается назойливостью, импульсивностью. Страдает мелкая моторика, просматривается неспособность ребенка концентрироваться. У детей школьного возраста могут наблюдаться нарушения познавательной активности. Помимо этого, должны обратить на себя внимание повышенная самокритичность, а также импульсивность.

Диагностика заболевания

Диагноз выставляют на основании анамнеза и характерных клинических проявлений. Для выявления основного заболевания, ставшего причиной развития психоорганического синдрома, больного могут направить на консультацию к неврологу, сосудистому хирургу, инфекционисту, венерологу, эндокринологу, кардиологу, гастроэнтерологу и другим специалистам. Перечень дополнительных исследований определяется изменениями со стороны различных органов и систем. Больных с подозрением на психоорганический синдром направляют на МРТ головного мозга, ЭЭГ и другие исследования.

Лечебные мероприятия

Приступая к терапии, специалисты стараются в первую очередь выявить объективные причины, которые вызвали психоорганический синдром. Лечение здесь, несмотря на доступность широкого арсенала фармакологических препаратов, отличается отсутствием специфических средств, которые могут быть применимы ко всем случаям проявления заболевания. Обычно терапия при поражениях коры головного мозга сопровождается приемом сильнодействующих антибиотиков, гормональных и противовирусных медикаментозных препаратов. При необходимости прохождения курса патогенетической терапии применяются методы дегидратации и детоксикации организма, назначаются медикаменты, способствующие нормализации метаболизма и гемодинамики мозга.

Нарушения личностного компонента (нарушения целенаправленности мышления)

Нарушения динамики мышления

Нарушения операционной стороны мышления

Это нарушения процессов обобщения и опосредования. Два варианта таких нарушений: а) снижение уровня обобщений и б) искажение процесса обобщения. Снижение уровня обобщений состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами.

Искажение процесса обобщения. Обобщаются случайные стороны явлений, существенные же отношения мало принимаются во внимание. Больные могут руководствоваться чрезмерно общими признаками, выходящими за пределы содержательной стороны явлений, либо чисто внешними, несущественными признаками. Основной признак искажения – бессодержательные или выхолощенные обобщения. Больные имеют искаженные представления о реальности, мало интересуются реальной обстановкой, пытаются к незначительным явлениям подходить с «теоретических» позиций. Речь носит вычурный характер.

Нарушения темпа:ускорение и замедление мышления. Ускорение – увеличение количества ассоциаций в единицу времени. Мысли поверхностные, малодоказательные, возникает скачка идей (непрерывная смена тематики речи в зависимости от предметов, случайно попавших в поле зрения). Замедление – уменьшение числа ассоциаций в единицу времени. Лабильность – редко встречающийся феномен, который заключается в быстрой смене темпа: сначала резкое ускорение, сменяющееся резким замедлением. Нарушения подвижности мышления (тугоподвижность мышления, торпидность, ригидность, инертность). Детализация, обстоятельность, вязкость. Детализация – постоянное вовлечение в мыслительный процесс второстепенных несущественных подробностей (нарушение экономичности мышления). Обстоятельность – выраженная детализация, сочетающаяся с систематическим застреванием на побочных ассоциациях при последующем возвращении к основной мысли (лабиринтное мышление). Вязкость – крайняя степень обстоятельности, при которой детализация так искажает основную мысль, что делает ее непонятной. Теряется способность удерживать центральную линию разговора, трудно вернуться к теме беседы. В ЭПИ отмечается сохранность обобщений, однако ошибки возникают при переключении на новый способ решения задачи.

Этот вид нарушений связан с серьезными изменениями в мотивационной сфере личности. Влияние изменений мотивационной сферы уже можно наблюдать в искажении процесса обобщения. Однако есть нарушения, в которых изменения личностного компонента мышления проявляются особенно ярко, что и заставило Б. В. Зейгарник выделить их в отдельную группу. Суть мышления составляет оперирование существенными аспектами реальности. Однако существенным у человека оказывается то, что приобрело смысл в процессе жизнедеятельности. Другими словами, признаками нарушения выступает не частота проявления какого-либо признака или свойства мышления, а роль, которую оно играет в жизни человека. У смысла есть две стороны: индивидуальный и общественный (предметно-объективный, конвенциальный). В разных обстоятельствах доминирует то один, то другой, однако конвенциальный смысл всегда оказывается доминирующим критерием, обеспечивающим однозначность продуктов мыслительной деятельности разных людей. Нарушение целенаправленности мыслительных процессов связано с приданием большей значимости индивидуальному смыслу в ущерб общественному.

Виды таких нарушений мышления: витиеватость, соскальзывание, резонерство, разноплановость, аморфность, разорванность.

Витиеватость – слишком пространные рассуждения, излишние для понимания излагаемой мысли.

Соскальзывание (непоследовательность мышления) – внешне немотивированные, неожиданные эпизодические переходы от одного содержания к другому по случайной ассоциации или несущественному для конечной цели рассуждения признаку. После соскальзывания больной способен продолжить последовательность основного рассуждения. Здесь нет ускорения темпа мышления, мысль между соскальзываниями сохраняется.

Резонерство – пространные рассуждения по несущественному поводу. Основу резонерства составляют банальные нравоучения, морализированные истины, известные изречения. Речь сохраняет правильность, но многословна, изобилует причастными и деепричастными оборотами, вводными словами. Здесь происходит отрыв от контекста и ситуации общения, когда различные значения слова сопоставляются сами с собой, а выбора адекватного значения не происходит. Мыслительный процесс направлен не на цель, задаваемую ситуацией, а на «более общую», «универсальную» цель. В резонерских суждениях преобладает стремление подвести любое незначительное явление под «концепцию». Отрыв от реальности превращает мысли в «умственную жвачку» (И. Павлов). У таких больных речь не облегчает выполнение задания, а затрудняет его: произносимые слова вызывают случайные ассоциации, которые их отвлекают.

Разноплановость – постоянная необоснованная смена оснований для построения ассоциаций. В результате мысль лишается основного стержня, иногда объединяются несочетаемые понятия. Суждения об одном и том же феномене одновременно протекают на разных уровнях.

Аморфность – нечеткое использование понятий (непонятно, о чем говорит больной).

Разорванность – отсутствие связей между отдельными умозаключениями. Выделяют логическую и грамматическую разорванность. Логическая – нет логической связи между отдельными компонентами мысли. Грамматическая – набор отдельных, несвязанных слов (шизофазия). Словесная окрошка.

С нарушениями личностного компонента мышления связан такой класс нарушений, как нарушения содержания мышления. Сюда относится формирование навязчивых, сверхценных и бредовых идей.

Навязчивые идеи (обсессивные мысли; обсессия – состояние тревоги, страха по поводу возникновения мыслей определенного содержания (чаще всего непристойного, агрессивного или бессмысленного)) – это непроизвольно возникающие мысли, содержание которых не несет адекватной информации или вступает в значительное противоречие с системой личных ценностей. Неадекватность содержания в этом случае понимается и критически оценивается человеком, но возникновение таких мыслей непроизвольно, от них невозможно освободиться, и человек испытывает эмоциональный дискомфорт от их наличия. Обсессивные мысли представляют собой идеи, образы или побуждения к действию, которые в стереотипной форме вновь и вновь приходят на ум больному, и борьба с ними совершенно безуспешна. При этом они воспринимаются не как чуждые, навязанные, а как собственные мысли. Например, женщина может мучиться страхом, что она может случайно не устоять перед желанием убить любимого ребенка. Или мужчина страдает от непристойных, не соответствующих своим представлениям о собственной личности, навязчивых образов, желаний, представлений. Среди навязчивых мыслей выделяют навязчивые сомнения, навязчивые абстракции (манипулирование цифрами или «умственная жвачка» – изнуряющее мудрствование на отвлеченные темы), контрастные мысли (содержание которых противоречит мировоззрению или морально-этическим принципам личности) и навязчивые воспоминания. Важной частью обсессивных мыслей являются бесплодные рассуждения, не приводящие ни к какому конкретному решению. Навязчивые мысли возникают в результате воздействия психотравмирующих обстоятельств жизни (тогда содержание мыслей отражает эти обстоятельства), или же они возникают в случаях повреждения базального ганглия, поясной извилины и префронтальной коры (тогда содержание мыслей никак не связано с обстоятельствами жизни или же быстро от них отрывается).

Вслед за возникновением навязчивых мыслей вскоре возникают навязчивые (компульсивные) действия, которые имеют характер ритуальной защиты и снимают душевный дискомфорт, возникающий при возникновении мыслей. Осуществление этих действий (ритуалов) не приносит человеку удовлетворения, и он сам понимает бессмысленность их совершения, однако не может их не совершать (поскольку они связаны с обсессивными мыслями). Ритуальные действия придают человеку ощущение контроля над ситуацией, которая субъективно воспринимается как опасная. Действие же играет роль символической защиты от этой опасности. Осознание их бессмысленности приводит к нерешительности и медлительности.

У детей и подростков наиболее распространены навязчивые мысли, связанные с боязнью заражения, заболевания, причинения вреда себе или другим. Также навязчивости могут возникать в связи с сексуальной, религиозной озабоченностью, а также озабоченностью своим телом (внешний вид, функции и т. д.).

В ряде случаев навязчивые мысли сочетаются с нарушениями аффективной сферы личности, приводя к возникновению тревожных расстройств. Навязчивые действия как раз и предпринимаются для ослабления тревоги и напряжения, вызываемых навязчивыми тревожными мыслями.

Сверхценные идеи – логически обоснованные убеждения, тесно связанные с мировоззрением личности, базирующиеся на реальных ситуациях и обладающие большим эмоциональным зарядом. Они приобретают неадекватное по степени значимости доминирующее положение в жизни человека, подчиняют себе всю его деятельность, что приводит к дезадаптации. Содержание сверхценных идей отражает мировоззрение личности, критика отсутствует или носит формальный характер. Сверхценные идеи побуждают человека действовать в соответствии с их содержанием. Так организованное мышление суживает круг интересов личности, приводит к избирательному восприятию реальности. Со временем сверхценные идеи могут утрачивать свою актуальность. Сверхценные идеи содержательно могут быть связаны с переоценкой следующих факторов:

– биологических свойств своей личности (дисморфофобические сверхценные идеи – убежденность в наличии биологического дефекта или недостатка; ипохондрические сверхценные идеи – преувеличение тяжести своего заболевания; идеи сексуальной неполноценности, идеи физического самоусовершенствования);

– психологических свойств своей личности (идеи изобретательства, реформаторства и талантливости);

– социальных аспектов функционирования личности (идеи вины – преувеличение значимости реальных поступков; эротические идеи – обычные знаки внимания расцениваются как признаки страстной влюбленности других лиц; идеи ревности – убеждения в неверности партнера, основанные на реальных фактах, не имеющих характера достоверных доказательств; идеи сутяжничества или кверулянства – убежденность в необходимости борьбы с малозначимыми недостатками, возводимыми в ранг борьбы с социальной несправедливостью).

Бредовые идеи (бредовые расстройства мышления) – навязчивые, последовательно и энергично отстаиваемые ложные умозаключения, не соответствующие реальности (в их основе лежат нереальные события и факты, например, приписывание себе или другим мнимых, несуществующих качеств, поступков и т. д.), которые упорно поддерживаются личностью, несмотря на аргументы и доказательства обратного. Однако если подобные умозаключения предписываются определенной культурой или субкультурой, к которой принадлежит человек, то они не должны характеризоваться как бредовые. Бред может иметь монотематическое или систематизированное политематическое содержание. Содержание бреда, его начало зачастую связаны с жизненными обстоятельствами, однако факты здесь приобретают искаженную, одностороннюю трактовку и вскоре полностью отрываются от действительности. Кроме поступков и личностных позиций, имеющих непосредственное отношение к содержанию бреда, эмоции, речь и поведение в целом не отличаются от нормальных. Большинство бредовых расстройств, по-видимому, не связаны с шизофренией, хотя при шизофрении нередко развивается бред в качестве компенсаторной реакции на искаженный процесс восприятия (вообще же при шизофрении расстройства психической деятельности изменяют чувство своей индивидуальности, неповторимости и целенаправленности). Самостоятельным бредовым расстройством является паранойя – наличие бреда ревности, бреда величия или бреда преследования.

Читать еще:  Новейшие методы лечения болезни паркинсона

Концепция не изменилась. Что такое ригидность и как она мешает адаптироваться

Упертые консерваторы часто вызывают удивление у гибко мыслящих людей: они могут отказываться поменять свою точку зрения, даже узнав свежие факты, доказывающие ее неправоту. Вопреки расхожему мнению, это не признак глупости — среди людей с таким типом мышления встречаются и прекрасно образованные индивиды с высоким IQ. За склонность придерживаться раз и навсегда принятой программы отвечает такое свойство психики, как ригидность. В умеренных дозах она полезна, но ее переизбыток приводит к дезадаптации

Поделиться:

Ригидность — это противоположность психологической гибкости: люди с высокой ригидностью с трудом приспосабливаются к новому. Это касается как бытовых привычек (например, нежелание пользоваться новыми технологиями, даже если они сильно упростят жизнь), так и целей, мировоззренческих установок и привычных моделей поведения («Я всегда так делал, значит, и сейчас буду!»). Непредвиденные ситуации в целом пугают таких людей, и они стараются избегать их до последнего, но даже если случилось что-то неожиданное, это не заставит человека с выраженной ригидностью попробовать новый способ поведения. У психологической ригидности принято выделять три основных вида:

  • Когнитивная: неспособность поменять свои представления об окружающей среде с получением новой информации. Человеку сложно корректировать план действий по ситуации и выходить за рамки выверенных схем.
  • Аффективная: человек надолго эмоционально «застревает» на определенных объектах и ситуациях, при этом эмоциональный отклик не всегда соответствует реальному событию. Например, вас кто-то толкнул в час пик в метро, и вы весь день продолжаете злиться на этого хама, хотя ситуация давно исчерпана, а за это время произошло много новых, объективно гораздо более важных событий.
  • Мотивационная: человеку сложно перестроить систему внутренних причин, подталкивающих его к деятельности, когда ситуация этого требует (например, он привык работать за большие деньги, но сейчас это по какой-то причине невозможно. И ему сложно придумать себе мотивацию заниматься менее оплачиваемой работой — например, это могли бы быть интересные задачи или социальная значимость проекта). Один из самых ярких «багов» этого типа ригидности — склонность к образованию сверхценных идей.

«Отдельные виды психической ригидности, включая когнитивную и аффективную, не связаны между собой непосредственно, — отмечает психолог Андрей Юдин. — Выраженная ригидность одного типа может сочетаться с пластичностью другого типа. Однако существуют факторы, влияющие на степень выраженности всех видов психической ригидности (например, инертность нервных процессов)».

Гибкость от природы

Когда мы говорим, что человек «мыслит шаблонами», мы обычно подразумеваем под этим что-то плохое. Но если бы мы в любой ситуации придумывали решения заново, это требовало бы очень больших энергозатрат от нашего мозга (который и так потребляет 20% всей энергии, составляя при этом лишь 2% от веса нашего тела). Так что вообще «когнитивный автопилот» — это древняя, важная и полезная часть нашего мышления. Нобелевский лауреат Даниель Канеман в книге «Думай медленно, решай быстро» называет ее «Системой 1» (также существует «Система 2», отвечающая за анализ). «Система 1» — фундамент нашего принятия решений (и реагирует она гораздо быстрее более сознательной части нашего «Я»), а аналитическая часть обычно подключается только в незнакомых или особенно сложных ситуациях. Поэтому гибкое мышление, заточенное на постоянный поиск новых решений, для нас в каком-то смысле «контринтуитивно», хотя и позволяет быть креативными и застраховаться от ошибок, связанных с популярными когнитивными искажениями (например, склонностью человека искать, интерпретировать или отдавать предпочтение информации, которая согласуется с его точкой зрения, убеждением или гипотезой).

Тем не менее разные люди демонстрируют разную способность к «растяжке». «Гибкость мышления зависит от множества факторов, — рассказывает Андрей Юдин, — индивидуальных генетических особенностей, эпигенетики, темперамента, возрастных изменений, психического здоровья, модели воспитания в родительской семье, а также других аспектов жизненного опыта человека. Вопрос о связи отдельных личностных характеристик с гибкостью мышления в современной психологии остается открытым, что отчасти связано со сложностью однозначного определения понятия психической ригидности. То, насколько выражена гибкость мышления, может также в значительной степени изменяться в зависимости от факторов среды, например, от сложности и характера предлагаемых когнитивных задач».

Американский психиатр Роберт Клонингер предлагал определять личность через генетически обусловленную склонность к определенным реакциям на стимулы. Он выделял четыре основных показателя:

  • Зависимость от вознаграждения: люди с выраженной зависимостью от вознаграждения более эмоциональны, социальны, и им чаще нужно поощрение.
  • Поисковое поведение: насколько живо человек реагирует на новые стимулы. Высокий поиск новизны дает больше гибкости в поведении, но зато такие люди более импульсивны и склонны к необоснованным тратам.
  • Избегающее поведение: этот фактор показывает, насколько человек склонен проявлять осторожность и избегать риска.
  • Настойчивость: способность последовательно осуществлять определенный тип поведения. То есть сколько попыток решить задачу одним способом человек предпримет перед тем, как потерять мотивацию или понять, что надо действовать по-другому.

Клонингер связывал каждый параметр с действием определенного нейромедиатора в мозгу: поисковое поведение — с допамином, избегающее — с серотонином, зависимость от вознаграждения — с эндорфином, настойчивость — с ацетилхолином. Но это довольно условная привязка, ведь мозг — это очень сложная система с множеством взаимовлияющих факторов. Кроме того, тут нет «плохих» или «хороших» параметров: каждый показатель эффективен в определенной ситуации. Например, настойчивость может быть очень полезна в достижении какой-либо цели, где в первую очередь требуется усердие и терпение. Но она может мешать там, где человеку нужно не просто «ломиться» в одну дверь, а подбирать к задаче разные ключики или вовремя отказаться от нее как от слишком энергозатратной. Так или иначе, можно предположить, что баланс определенных нейромедиаторов влияет на то, где будет находиться человек на шкале «гибкость — ригидность». Это может быть врожденной спецификой или следствием определенных факторов (в том числе психических расстройств).

В отечественной психологии и психиатрии принято выделять так называемые акцентуации характера — выраженные «перекосы», которые неотделимы от личности, ярко проявляются при взаимодействии с внешним миром (создавая порой определенные проблемы), но остаются в рамках психиатрической нормы. Некоторые виды акцентуаций делают людей более ригидными: яркий пример — паранойяльная акцентуация. Такие люди очень настойчивы и работоспособны, но с трудом меняют свои взгляды и поведение. Также они очень чувствительны к критике и злопамятны: их внимание подолгу «застревает» на старых обидах. Они могут быть очень эффективны в тех случаях, когда надо взять новую цель штурмом, и у них уже есть необходимый набор инструментов (инструменты тут понятие условное, в том числе имеются в виду и типы поведения), но будут уязвимы в положении, когда необходимо отбросить прежние подходы и учиться чему-то новому, особенно среди людей, которые разбираются в этом лучше.

Всегда ли это плохо

Разные исследования связывают душевное здоровье и благополучие с психологической гибкостью: чем лучше человек адаптируется к новым ситуациям, тем он стрессоустойчивее. Кроме того, более разнообразный набор моделей поведения позволяет творчески подходить к задачам, договариваться с самыми разными людьми и находить новую мотивацию к действию, потеряв прежние опоры в неблагоприятных обстоятельствах.

Но это не означает, что гибкость — абсолютное благо: она может вести к слишком большой импульсивности и недостатку упорства. Такому человеку будет слишком сложно совершать рутинные действия и стоять на одной точке зрения, что порой бывает необходимо. Получается, нужно искать компромисс: сочетать достаточную устойчивость установок «по умолчанию» со способностью при необходимости заменить «когнитивный автопилот» на ручное управление и повести себя нестандартно, если это поможет получить преимущество в новых условиях.

«В бытовом представлении ригидность обычно воспринимается как нежелательное, негативное качество личности, — объясняет психолог Андрей Юдин. — Однако в профессиональной среде отдельные виды психической ригидности вполне могут способствовать более высокой эффективности сотрудника при решении специфических задач, например при выполнении скучной, однотипной, жестко регламентированной «исполнительской» работы. Поэтому различные виды психической ригидности крайне желательно учитывать уже на этапах найма персонала, определения должностных обязанностей и распределения сфер ответственности в коллективе».

Можно ли стать гибче самому и как общаться с ригидными людьми?

«В ежедневном рутинном взаимодействии с человеком с повышенной ригидностью можно порекомендовать максимально четко выражать свои ожидания от его работы, ясно формулировать задачи и аккуратно перепроверять его понимание этих задач «на берегу», — говорит Андрей Юдин. — А также, само собой, уважать его личностные особенности, не требовать невозможного, проявлять чуть больше терпения и помнить о том, что он тоже сталкивается с симметричными трудностями во взаимодействии с вами.

А что касается собственного состояния, методы работы по коррекции когнитивной ригидности зависят от возраста и характерологических особенностей человека. В случае детей и подростков основным направлением работы может быть изменение стиля воспитания через работу с родителями, в частности, поощрение творческой и познавательной деятельности в семье, создание атмосферы уважения и личной ответственности и одновременное снижение тенденций к психологическому подавлению и избыточному контролю.

При работе со взрослыми людьми коррекционная работа может проводиться в форме индивидуальной или групповой психотерапии, а также тренингов по развитию творческих и познавательных способностей. Эффективность такой работы, однако, трудно предсказуема и полностью зависит от индивидуальных особенностей человека и его текущей жизненной ситуации. Психотравма в любом возрасте приводит к нарушению механизмов адаптации человека к среде и может способствовать усилению различных типов психической ригидности».

Лекция№ 3 Расстройства мышления

Мышление — это психический процесс опосредованного отражения существенных сторон предметов и явлений и их взаимосвязи. Мышление не возможно без языка.

Понятие — форма мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений объективного мира.

Речь — озвученная мысль

Они бывают абстрактными и конкретными.

Составные элементы понятия принято называть признаками. Чем больше объем понятия, тем беднее содержимое.

Суждения — форма мышления, в которой высказывается мысль о предмете. Эта форма мышления отлично от понятия. Понятие отражает совокупность существующих признаков предметов, перечисляет их, а суждение отражает их связи и отношения.

Читать еще:  Как определить шизофрению у человека

Умозаключение — форма мышления, которая выводит из одного или нескольких суждений новое заключение.

1) Наглядно — действенное

2) Образное

3) Абстрактно — логическое

1.наглядно — действенное — отражение связей предметов и явлений; включение в практическую деятельность человека. Используется для решения задач в практической деятельности, часто методом проб и ошибок.

2.Образное мышление — отражение связей и отношений с помощью содержащихся в памяти образов предметов и явлений.

3.Абстрактно логическое (отвлеченное) — отражение связей путем оперирования понятиями.

Форма выражения мышления — речь.

Как отражения мышления она обладает:

Мышление — основная составляющая часть интеллекта.

А) Нарушение темпа мыслей.

А) Нарушение связанности мыслей

Б) патологические идеи

В) Нарушение логического строя

Объект, предмет и основные понятия психологии правозащитной деятельности

. «Юридическая психология» по теме: «Объект, предмет и основные понятия психологии правозащитной деятельности» Содержание Введение 1. . отражаемой ей объективной действительности; постоянном соответствии правовой формы конституции ее материальному содержанию; в эффективности и . процессе предварительного следствия осуществляется в настоящее время в форме: Консультанта по делу; Специалиста; Эксперта. .

  1. Количественные:

1.1.Тахефрения (ускоренное мышление) — быстрая смена мысли.

Субъективно: переживается как интеллектуальный подъем, скачки идей, речь может отставать от хода мыслей. Речь и мысль становятся не связанными.

Наблюдается при маниакальных состояниях, в эпизодах психического возбуждения.

1.2.Брадифрения (заторможенное мышление) — проявляется затрудненным образованием мыслей, уменьшение числа мыслей, скудность содержимого.

Объективно: пауза между вопросом и ответом.

Субъективно: ощущение «отупения», не ясности в голове.

При депрессиях и расстройствах.

1.3.Торпидность — вязкость (тугоподвижность мысли) — замедление темпа мыслительных процессов, в виде затруднение перехода от одной мысли к другой, вследствие длительной фиксации предшествующих ассоциаций, их вязкость. Встречается при органических поражениях головного мозга, эпилепсия, травматическая болезнь, сосудистые поражения.

1.4.Шперрунг (закупорка мысли) — эпизоды возникающие в состояние блокады мыслительной деятельности, полного ее прекращения. Больные топчутся на месте, повторяют одни и те же фразы, память о событиях остается. Заканчиваются внезапно.

Субъективно: провал, закупорка мысли, забывается, что надо делать.

Объективно: может произносить одни и те же фразы.

Наблюдается при шизофрении.

1.5.Ментизм — непроизвольный, насильственный поток мыслей, воспоминания. Обычно плохо запоминается и нелепого содержания. Как правило не продолжительное. Больным рассматривается как результат насильственного воздействия на их психику.

Мозг всегда думает (много), но не запоминает.

При шизофрении, травмах головного мозга, реактивных психозах.

2. Качественные расстройства:

  1. Нарушение связанности процессов мышления:

1.1.Разорванность мышления характеризуется распадом логического строя речи с сохранением способности составлять грамматические правильные фразы и предложения.

Коррекция страхов средствами арт

. рисунок, можно предположить, что он свободен от навязчивых страхов или не испытал сильных эмоций в процессе занятия . называемая ритуальная драматизация. Создается ситуация «публичного» проживания страха. Ведущий: Придумайте название и содержание истории, в которой . др. В процессе рисования происходит «оживление» чувства страха и осознание условного характера его изображения. Доверительные отношения .

Предложение правильно, но не логично. Может проявляться в письменной речи.

Может проявляться симптомами мимоответов (в которых отсутствует логическая связь между вопросом и ответом).

1.2.Инкогеренция (бессвязанность мышления) — распад логической структуры мышления и грамматического строя речи одновременно.

Речь — безсвязанный набор слов, иногда в рифму, спутанность сознания при острых психозах.

  1. Нарушение логического строя:

2.1.Резонерство (тангенциальное мышление) — непродуктивность, склонность к общим рассуждениям. Рассуждения приобретают характер беспокойных, беспредметных и не приводящих к конкретному выводу словесных построений. Высказывания многословны, высокопарны.

2.2.Обстоятельность (патологическая) — чрезмерная детализация при описании каких либо явлений и неспособность разграничить главное от второстепенного. Темп рассказа замедлен, перевести рассказ больного на другую тему не возможно.

Больные стремятся договорить начатое до конца.

Наблюдается при органических поражениях ГМ в частности при эпилепсии.

2.3.Паралогическое мышление — одностороннее, предвзятое направлением мыслительной деятельности, в ходе которой принимаются во внимание лишь отдельные случайные факты. Выводы больных неожиданные, странные, отчего оно и называется «мышлением с выкрутасами». Оно не является полностью не логичным. Логика есть, но она своеобразная.

3.1.Навязчивые идеи (Описанные Платтером в 1617г)

— непроизвольность, непреодолимость возникновения

— понимание их болезненности и критического к ним отношения при неврозах и психопатиях.

— наличие постороннего ощущения тревоги и внутреннего беспокойства.

— наличие «персевационного принуждения» (постоянное повторение)

Коррекция моторного развития слепых детей первого года жизни

. развития слепых детей раннего возраста (первый год жизни). Первый год жизни ребенка является чрезвычайно важным для проведения психолого . другой — переставляет его ступни. Слепые дети могут испытывать страх при ходьбе, поскольку не видят препятствия на своем пути . тела в пространстве очень важным для последующей каждодневной жизни слепого ребенка является формирование до автоматического уровня .

Подразделяются по Ясперсу на:

1. Отвлеченные:

1.1.Навязчивый счет (арифмомания) — навязчивое стремление считать все.

1.2.Навязчивые репродукции — назойливое припоминания забытых ненужных терминов, идей, эпизодов из жизни.

2. Образные:

2.1. Навязчивые страхи.

— агорофобия — страх открытых пространств.

— плацетрофобии — болезнь замкнутых помещений.

— гипсофобия — страх высоты.

— назофобия — страх заболеть тяжелой болезнью.

— такатофобия — страх смерти

— тезенофобия — страх числа13

2.2.Навязчивые сомнения — неуверенность в правильности совещенных действий.

(выключен ли утюг)

2.3.Навязчивые опасения — необоснованные страхи в удачном исходе привычных действий. Даже при произношении слова.

2.4.Навязчивые воспоминания — непроизвольных появлений в сознании образных воспоминаний о неприятном реальном событии из жизни.

2.5. навязчивые влечения — стремление совершать непристойные, бессмысленные и опасные поступки (броситься в одежде в воду, лечь под машину, громко выражаться)

2.6.Навязчивые действия — тики, непроизвольные движения мышц, произношение слов.

2.7.Идеи реформаторства — собственные социально экономические концепции, осуществление которых становиться целью в его жизни.

2.8.Идеи талантливости — состоят в убеждении больного о том, что особо одаренная личность. Достижение всеобщего признания становиться целью в его жизни.

Навязчивые состояния, сверхценные идеи, бред, слабоумие, расстройство эмоций и волевой деятельности

Навязчивые состояния, сверхценные идеи, бред, слабоумие, расстройство эмоций и волевой деятельности Навязчивые состояния Навязчивые состояния(обсессии) характеризуются непроизвольным и непреодолимым возникновением мыслей, представлений, сомнений, . ; ребенка и любви; привычных стереотипий; и, наконец, страх утраты смысла жизни, который в иерархии занимает самое высокое место. 2 группа. Симптомы .

Патофизиологические механизмы навязчивых состояний были изучены Павловым в 1933 г по его мнению — этому соответствуют изменения в коре.

3.2.СВЕРХЦЕННЫЕ ИДЕИ— впервые описаны в 1892 г. Wernike. Суждения односторонние, отражающие реальные обстоятельства и доминирующим в сознании, в силу их особой личной значимости. Содержание их не бывает странным, нелепым, оно верно отражает реальный факт.

Сверхценные идеи отличаются:

2) способностью застревать в сознании

3) эмоциональной насыщенностью

4) способностью оказывать значительное влияние на больного

Выделяют варианты:

I) Сверхценные идеи связанные с переоценкой биологических свойств своей личности:

1) дисморфофобические идеи — убежден больной в том, что он имеет косметические или физиологические дефекты, приводящие к уродству, на устронение которых он направляет все силы (изменение пола)

2) ипохондрические идеи — преувеличение имеющегося соматического заболевания

3) идеи сексуальной неполноценности

4) идеи самоусовершенствования — физически и психически здоровы. Для реализации их используются различные системы (культуризм, йога, диета, летать, проходить сквозь стены)

II) Сверхценные идеи связанные с переоценкой психических свойств своей личности:

1) идеи изобретательства — преувеличение больным значимости сделанных им изобретений и рациональных предложений

2) идеи реформаторства — возникает на основе делитантских ревизий существующих социальных и экономических концепций с предложением собственных, осуществлением которых становится целью их жизни

3) идеи талантливости — состоит в убеждение больного в том, что он особо одаренная личность. Достижения всеобщего признания становятся целью его жизни.

Краткое содержание Дон Жуан, или каменный гость Мольер

. перипетии, перемежающиеся с рассуждениями о любви, заполняли все содержание романа. В отличие от пасторалей галантно-героические романы . Педро Кальдерона. Основу мировоззрения Кальдерона составляли религиозные идеи, «но они нередко истолковывались им в духе . социально-политического и частно-бытового порядка. С идеей ограничения абсолютистско-деспотической власти тесно связана замечательная драма .

III) Сверхценные идеи связанные с переоценкой социального фактора:

1) идеи виновности — преувеличение значимости поступков больного

2) эротические идеи — обычные знаки внимания противоположного пола расцениваются больными как признак страстной влюбленности в них

3) идеи сутяжнечества (кверулянство) — убеждение необходимости борьбы с реальными общеизвестными недостатками, возводимыми больным в ранг социально значимых.

Сверхценные идеи встречаются:

1. при самостоятельных психопатологических расстройствах

2. у акцентуированных и психопатологических личностей

3. на начальных этапах формирования бредовых идей

3.3. БРЕДОВЫЕ ИДЕИ — возникающие на болезненной почве, неверные ложные мысли, не поддающиеся коррекции. Совокупность их бред.

Признаки бредовых идей:

1) ложное содержание идей

2) болезненная основа их возникновения

3) убежденность в их правильности

4) недоступность психологической

Содержание бреда имеет диагностическое значение:

Бред преследования — шизофрения

Бред обворовывания — старики

Бред ревности — алкоголизм

Бред — впервые описал Снежневский в 1970 г.

4. психогенно обусловленный

1) Первичный бред (бред толкования, паронояльный систематизм, истинный) — нарушение рационального логического познания при сохранении чувственного познания.

Сверхценные идеи

. всего встречаются в нашей жизни сверхценные идеи ревности. Но содержание сверхценностей может быть таким же разнообразным, как и содержание бреда. Впрочем, сверхценные идеи вины, самоуничижения, греховности редки .

1. период инкубации — предвестники бреда (недоверчивость, подозрительность, переоценка своей личности).

2. манифест бреда — внезапное озарение, интуитивное постижение тайного смысла, различных событий прошлого, настоящего и будущего. В ходе «бредовой работы» расширяется круг объектов бредовой интерпритации, разрабатывающаяся, тщательно продуманная, аргументированная, существующая на протяжение многих лет.

3. терминальный период — распад бреда, что связывается с выздоровлением, улучшением состояния или слабоумием.

Содержание может быть различным: реформаторства, ревности, изобретательства, преследование высокого происхождения.

2) Чувственный бред (образный, вторичный) — развивается в рамках сложного психического синдрома вместе с другими психическими нарушениями (синестопатии, галлюцинации, аффектогенной сферы, расстройства памяти).

Фабула бреда — представление обыденного или фантастического содержания. Обычно это острый бред, лишенный последовательности, фрагментный, изменчивый. Здесь нет активной работы над содержанием бреда: ему как правило предшествует бред настроения.

3) аффективный бред (образный) — возникает на фоне аффективно — депрессивного или маниакального состояний.

4) психогенно обусловленный бред — развивается в связи с психотравматических ситуаций, увеличение внушаемости и ряда других дополнительных факторов — переутомление, длительное лишение сна, соматических неблагополучий, злоупотребление алкоголем. Наблюдаются «совместные психозы «или психозы вдвоем — c. Berlyn 1819.

Патофизиологическая основа бреда — образование инертного патологического очага возбуждения во 2-ой сигнальной системе при первичном бреде. В 1-ой сигнальной системе при образном (аффективном) бреде.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector